Психологические правила безопасного вождения

Мы начинаем публиковать брошюру Козлова Валерия Владимировича, доктора медицинских наук, профессора, специалиста в области психофизиологии труда операторов динамических "человеко-машинных" систем, эргономики и медицинской авариологии.


Высокий уровень аварийности на дорогах, вышедший из под контроля государственных структур, свидетельствует об одном: существующая система профилактики ДТП, построенная на "технократических" принципах, себя исчерпала и сегодня демонстрирует свою несостоятельность. Поэтому требуется принципиально новая идеология обеспечения безопасности на дорогах, учитывающая менталитет россиянина, резко возросшие возможности транспортных средств, плотность и интенсивность движения, социально-экономическое положение страны и многое другое. Особое внимание следует уделить формированию психологии безопасного вождения, основанной на учении "человеческий фактор".


Все мы, водители, хорошо знаем, что для обеспечения безопасности вождения существуют правила дорожного движения. Но к глубокому сожалению, далеко не все мы следуем требованиям этих правил. Последнее обьясняется тем, что между знаниями правил и их выполнением находяться внутренние (психические) механизмы, регулирующие деятельность водителя. Закономерности работы этих механизмов могут быть сформулированны в виде правил, получивших определение "Психологические правила безопасного вождения". Если знать эти правила и руководствоваться ими при вождении, то вероятность нарушения ПДД резко снизится. Помните, что нет людей хороших или плохих, а есть люди с правильными и неправильными программами поведения. Измените свою программу поведения за рулем и Вы станете надежным водителем.



ведение

Обеспечение безопасности дорожного движения - глобальная проблема России. Достаточно напомнить, что ежегодно более 35 тыс. соотечественников погибает на дорогах страны. Это в 2,5 раза больше, чем было убито советских солдат и офицеров за 10 лет войны в Афганистане!!!

К глубокому сожалению, расследование многочисленных ДТП укладывается, как правило, всего в две казенные формулировки «водитель нарушил правила дорожного движения» или«водитель не справился с управлением», которые ничего не дают для понимания истинных причин произошедшего, а, следовательно, не позволяют разработать эффективные профилактические мероприятия по предотвращению ДТП. В результате автомаховик человеческого горя в нашей стране ускоренно набирает свои смертоносные обороты, жестоко демонстрируя бессилие перед ним определенных государственных структур.

В то же время проведенный нами медико-психологический анализ ДТП показывает, что довольно часто их причинами становятся не слабые знания водителем правил дорожного движения (ПДД) или низкая его подготовка по управлению ТС, а нарушения функционирования внутренних (психических) механизмов регуляции деятельности, о которых водители в подавляющем своем большинстве ничего не знают. Это проявляется в агрессивном поведении при вождении, а также выполнении действий, не адекватных возникающей ситуации и приводящих к нарушению ПДД или небезопасному управлениюТС. Автотранспортная статистика изобилует подобными примерами. Достаточно вспомнить такие типовые случаи, как выезд на полосу встречного движения, разворот с пересечением двойной сплошной разметки, проезд железнодорожного переезда при закрытом шлагбауме и (или) включенной красной сигнализации, сокращение дистанции до впереди движущегося ТС, пренебрежение скоростным режимом движения с последующей потерей управления ТС, несоблюдение очередности проезда перекрестка, перестроение без оценки ситуации в смежном ряду и др.

Часто сам водитель не понимает, почему он не смог укротить свою агрессивность при движении или выполнил ошибочное действие, которое стало причиной аварии. К сожалению, не могут помочь ему в этом разобраться и сотрудники ГИБДД, т. к. внутренние механизмы регуляции деятельности при расследовании не анализируются. Вместе с тем без их понимания построить эффективную профилактику ДТП невозможно. Что это за внутренние механизмы, в чем их суть? На данном вопросе следует остановиться подробнее.

При вождении человек, как известно, мотивирован на достижение конкретной цели (совершить поездку в заданное место) и опирается на определенные знания, включающие особенности работы систем ТС, маршрут, организацию и управление дорожным движением (ПДД, действие светофоров, знаков, разметки и др.), а также профессиональные умения и навыки вождения. Именно на формирование указанных слагаемых водительского мастерства нацелено обучение в автошколе. Но, как показывает практика, для обеспечения безопасного вождения этого крайне не достаточно. Оказывается, что при управлении ТС водитель наряду со знаниями, умениями и навыками использует (не всегда даже осознанно!):
? психические установки (уступать дорогу - не уступать; пропускать ТС - не пропускать; нарушать - не нарушать; оповещать других водителей об опасности - не оповещать; помогать в беде - не помогать другим участникам дорожного движения и т. д.);
? убеждения (я всегда прав или я тоже бываю не прав; я один умею правильно водить ТС или мне надо быть осторожнее в силу недостаточного опыта и т.п.);
? суждения (я спешу, поэтому могу нарушить ПДД, или я спешу, но нарушать ПДД не буду, т.к. это до добра не доведет; я - на роскошной иномарке и мне все должны уступать дорогу или мы все на дороге равны; я сейчас отомщу за «подрез» или меня «подрезали» случайно, по неопытности и т.п.), которые являются важным компонентом психических механизмов регуляции. В данном компоненте отражено отношение водителя к своим коллегам и пешеходам, требованиям нормативных документов, средствам организации и управления дорожным движением. Все это в совокупности составляет основу профессиональной культуры водителя и обеспечивает безопасное вождение ТС.

Формирование установок, убеждений и т.п. осуществляется на протяжении всей жизни человека с учетом его индивидуальных особенностей и при активном влиянии той среды, в которой он живет, воспитывается, приобретает профессию и работает. Важную роль в данном процессе играет автошкола, где происходит первоначальное обучение вождению и, что самое главное, закладываются основы профессиональной культуры будущего водителя. Еще раз подчеркнем, что обучение лишь внешне сводится к отработке умений и навыков. С психологической точки зрения имеет место, прежде всего, формирование психических механизмов регуляции деятельности водителя, важным компонентом которых наряду с мотивацией являются установки водителя, его убеждения, суждения и др. Поэтому, какие механизмы, такая и регуляция, а какая регуляция, такая и надежность водителя, т. е. безопасность его поведения на дорогах.

Конечно, изменить менталитет человека или повысить его культуру за несколько десятков часов обучения в автошколе практически невозможно. Но показать роль профессиональной культуры в обеспечении безопасности дорожного движения, заставить человека о ней задуматься и нацелить его на ее формирование - задача для автошколы вполне посильная. Решить ее можно путем введения специального курса «Человеческий фактор и безопасность дорожного движения» (или «Психология безопасного вождения»). Но коль скоро в автошколах подобного курса нет, то предлагаем каждому водителю изучить изложенные в настоящей брошюре психологические правила безопасного вождения, которые позволят сформировать правильное (разумное!) отношение к автомобилю, скорости движения, другим водителям, пешеходам, требованиям ПДД, дорожным ситуациям и т. д. Нет сомнения, что в ряде случаев внимательное знакомство с правилами безопасного вождения даст возможность водителям внести коррективы в их уже сформированные жизнью неправильные установки, убеждения, суждения и др. Благодаря этому вы сможете существенно повысить безопасность вождения автомобиля.

Не менее полезным будет знакомство с психологическими правилами для водителей, переживших ДТП. К сожалению, антиаварийной (контраварийной) психологической подготовки с такими водителями в нашей стране, как отмечалось выше, не проводится, поэтому после аварии они могут, внимательно прочитав правила, самостоятельно определить, какое из них не было выполнено, что и стало первопричиной допущенной ошибки и, как следствие, ДТП.
Есть надежда, что изучение психологических правил окажется серьезной информационной основой для некоторых водителей в профилактике агрессивного поведения на дорогах.

Психологические правила безопасного вождения (ППБВ), представленные в брошюре, условно разделены на три группы:
? первая группа: психологические правила, формирующие и отражающие общую культуру водителя (Глава 1);
? вторая группа: психологические правила, формирующие и отражающие культуру мыслительных процессов водителя (Глава 2);
? третья группа: психологические правила, формирующие и отражающие культуру исполнительных действий водителя (Глава 3).

Следует обратить внимание на то, что в брошюре ППБВ излагаются в одной из двух форм: позитивной (как следует действовать) или негативной (как действовать недопустимо). Схема изложения ППБВ такая: сначала дается в лаконичной форме конкретное правило, после чего описывается его роль в регуляции поведения водителя и, наконец, приводятся возможные негативные последствия невыполнения положений этого правила.

В заключение один совет, как правильно изучать ППБВ. Оптимальный вариант следующий: необходимо освободится от всех дел и с карандашом в руках их спокойно прочитать, делая нужные пометки. После прочтения каждого правила целесообразно его осмыслить, а еще лучше «пропустить» через свой водительский опыт (если таковой имеется) или представить возможные ситуации, где прочитанное правило особенно «работает». Такой подход существенно улучшит внедрение правил в психические механизмы регуляции деятельности при вождении ТС, благодаря чему ваша безопасность за рулем станет значительно выше.

Глава 1.

Как правильно вести себя при вождении

(психологические правила, формирующие и отражающие общую культуру водителя).



Прежде чем изложить первую группу ППБВ определимся сначала с тем, кого можно называть отличным водителем. Сделать это исключительно важно потому, что до настоящего времени нет единого понимания данного термина. А это значит, что не могут быть и правильно определены приоритеты в подготовке водителя.

Многие специалисты автотранспортной системы, имеющие техническое образование, убеждены в том, что, если у человека до автоматизма довести работу органами управления ТС, то он станет надежным, а значит, отличным водителем. Это одно из распространенных, широко и не бескорыстно тиражируемых в специальной литературе заблуждений, негативные последствия которого чрезвычайно велики.

Некоторые придерживаются другого мнения, что только ужесточение административных санкций обеспечит формирование отличного водителя и повышение безопасности дорожного движения. Такая точка зрения рождается в силу непонимания законов и психологии функционирования системы «водитель - ТС - среда» и не может быть правильной даже потому, что «его величество кнут» никогда не работает эффективно без «не менее уважаемого пряника».

Если же с вопросом, кто такой отличный водитель, обратиться к водительской аудитории, то ответы будет самые разные, но в то же время во многом схожие: это подготовленный водитель, водитель не имеющий ДТП, культурный водитель, водитель, достойно выходящий из сложных ситуаций и т.д. Безусловно, любое из изложенных пониманий имеет право на жизнь, но с точки зрения психологии деятельности водителя все они являются, мягко выражаясь, неточными.
Отличного водителя следует определять иначе:

отличный водитель - это водитель, который используя отличное мышление, избегает ситуаций, требующих отличного умения.

Что принципиально новое содержится в этом определении? Принципиально новое заключается в том, что отличный водитель - это водитель, умеющий действовать так, чтобы предвидеть и предотвращать возникновение особой (нештатной) ситуации на дороге, а не попадать в нее и потом на пределе своих возможностей выходить из нее (точнее сказать, выкарабкиваться). Что, как показывает практика, даже великим автогонщикам, не всегда удается. И объясняется это одним: из ситуации, превосходящей психофизиологичес-кие возможности человека, никакие сенсомоторные навыки вый-ти не позволят!!! Запомните данное положение и никогда в такие ситуации не попадайте. Уберечься от этого вам помогут психологические правила, изложенные в брошюре.

Безопасный стиль вождения отличного водителя определяется, прежде всего, его высокой культурой, интеллектом и, конечно же, определенным уровнем водительской подготовки. Благодаря своим качествам, он заранее обнаруживает высокую вероятность возникновения в конкретных условиях той или иной особой ситуации, создаваемой другими водителями или условиями безопасного движения, и упреждающе принимает меры, чтобы в ней не участвовать. Другими словами, отличный водитель реализует принцип предусмотрительного вождения, суть которого заключается в том, что перед любым воздействием на органы управления ТС он тщательно анализирует складывающуюся дорожную обстановку, учитывает ее опасные факторы и только после этого определяет адекватное (соответствующее) ей действие. Понятно, что водитель, с честью выходящий из особых ситуаций им лично создаваемых, или своевременно не предвиденных, отличным считаться не может. Это, как иногда шутят, - «хороший» водитель.
Из вышеизложенного следует первое (базовое) психологическое правило, определяющее потребность в безопасном вождении ТС:

безопасно водить - счастливо жить


Думается, что данное правило в особых пояснениях не нуждается. Всем понятно: лучше быть здоровым и богатым, чем бедным и больным. И каждый к этому стремится. Однако ДТП может стать первым шагом на пути падения в социальную пропасть, где ждут болезни, страдания, закат карьеры, нищета, а нередко и лишение свободы. Ведь безопасность выступает не только как категория нравственная, но и социально-экономическая, юридическая. Затраты на восстановление здоровья (к сожалению, не всегда полное) и ремонт ТС могут превосходить финансовые возможности человека (семьи) и, естественно, радикально изменить качество жизни. И уже вряд ли наступит тот прекрасный момент, о котором замечательно сказал поэт в стихах известной песни: «Счастье вдруг, в тишине, постучало в двери...» После ДТП двери для счастья часто оказываются закрытыми. И не надо думать, что трагедия на дороге может произойти с кем-то, но не с вами. К сожалению, срабатывание данного психического защитного механизма приводит к тому, что вы оказываетесь психологически неподготовленными к профилактическим действиям по предупреждению ДТП.

Чтобы этого не случилось, строго придерживайтесь следующего правила:

Сесть за руль с психологией пешехода - САМОУБИЙСТВО

Да, уважаемый коллега, после приобретения «железного коня» необходимо прежде всего побеспокоиться об изменении своей психологии (присущей Вам как пешеходу) и формировании психологии водителя. К сожалению, используемые в автошколах программы обучения данный вопрос не затрагивают. Поэтому водители даже не догадываются, что уровень опасности их жизни с того момента, как они стали водителями, существенно возрос. Отсюда пренебрежительное отношение к скоростному режиму движения, игнорирование требований ПДД, необузданная агрессивность и т.п. Особенно это проявляется у молодых людей, у которых недоработки автошколы в части формирования у начинающих водителей транспортной культуры «удачно» сочетаются с неуемной энергией, а иногда и слабым интеллектом.
Чтобы обеспечить должный уровень собственной безопасности при вождении ТС, необходимо сразу же «включить» в регуляцию деятельности такое правило:

никогда не передавайте заботу о сохранении собственной жизни в чужие руки

Это значит, что, впервые сев за руль для самостоятельного вождения, вы обязаны полагаться в обеспечении своей безопасности только на себя. Ни в коем случае не делегируйте это право другим участникам дорожного движения в расчете на то, что они всегда думают лишь о «вас любимом» или «о вас любимой». Часто именно расчет на то, что другой участник дорожного движения (водитель, пешеход и др.) создаст вам оптимальные условия для движения или предотвратит ДТП из-за допущенной вами ошибки, становится причиной аварии. Помните, что все люди способны ошибаться, особенно в самый неподходящий (с вашей точки зрения) момент. Поэтому дистанцию и скорость движения выдерживайте оптимальные для вас, обстановкой вокруг ТС владейте постоянно и в полном объеме, изучайте опасные факторы каждого участка дороги и избегайте встречи с ними и т.д.
Становится очевидным, что уже перед первой посадкой за руль следует побеспокоиться о том, чтобы как можно скорее стать отличным водителем, надежность которого определяется следующим психологическим правилом:

культура + интелект + навыки = формула безопасного вождения

Из этого правила вытекает, что только тот водитель, который обладает высокой профессиональной культурой, интеллектом и имеет хорошие навыки, способен быть безопасным при вождении ТС. Причем, навыки стоят на последнем месте не случайно. Известно, что водитель, обладающий высокой профессиональной культурой и интеллектом, но не овладевший мастерством вождения, может управлять ТС без происшествий. Другими словами, культура и интеллект обеспечивают компенсацию несовершенства навыков. А вот обратной компенсации добиться не удается. Следовательно, страхует от ДТП мышление, а не навыки. Последние могут помочь вам выйти из сложной ситуации и то только в том случае, если она, как отмечалось выше, не превышает ваших психофизиологических возможностей. Более того, известно, что водители, прошедшие дополнительную подготовку по отработке навыков вождения, но сохранившие низкий уровень культуры, становятся на дороге еще опаснее. Поэтому приоритет культуры и интеллекта в обеспечении безопасности на дороге очевиден и ни одним здравомыслящим специалистом не подвергается сомнению. К сожалению, программы обучения в автошколах этого не учитывают и такого понимания не формируют.

Особую опасность представляет водитель, у которого низкий уровень обученности навыкам вождения сопровождается низкой культурой, да еще и в сочетании со слабым интеллектом. Его потенциал как аварийщика очень высок. И, чем выраженнее у него недостатки, тем ниже его надежность. Если он этого своевременно не осознает, то станет «виновником» тяжелого ДТП. Такого водителя легко «вычислить» на дороге по его скоростным маневрам, неадекватным дорожной ситуации и не предваряемым включением соответствующей световой сигнализации, и практически всегда сопровождающимся нарушением ПДД. При обнаружении его среди других водителей (впереди, сзади, сбоку) следует быть осторожнее и сделать все возможное, чтобы с ним расстаться.

Понятно, что водительская среда абсолютно разнородна и диапазон ее (разнородности) очень широк: от водителя-«аса» до водителя^ камикадзе». Об этом не следует забывать, находясь за рулем ТС. Не надо думать, что только вы один неопытный водитель, а все остальные профессионалы с большой буквы, или, что все профессионалы как вы. Поверьте, что если вы, даже не имея большого опыта вождения, осознали роль культуры в обеспечении безопасности водителя. Водители с высокой профессиональной культурой действуют в соответствии с правилом:

Хочу, но нельзя - значит не сделаю

Такое их поведение объясняется одним: у них постоянно начеку внутренний «контролёр», который строго определяет, что делать можно, а что - нельзя. «Имя» этого контролёра - совесть. Поэтому водители с высокой культурой всегда действуют строго по закону, т.е. соблюдают ПДД постоянно. Они не нуждаются в дополнительном внешнем контроле за правильностью своих поступков. Кому-то из молодых современников такой подход к обеспечению безопасности на дорогах может показаться устаревшим, тогда рекомендую этому человеку посмотреть хотя бы один раз репортаж с места тяжелого ДТП, связанного с попыткой погибшего водителя при отсутствии сотрудников ГИБДД нарушить ПДД. Нет сомнения, что, если бы у этого водителя был внутренний «контролер», то он избежал бы трагедии и продолжал жить. Но, как известно, история не терпит сослагательного наклонения. Назад возврата нет! Поэтому на дороге следует действовать так, чтобы никогда не возникала ситуация, порождающая мысль о возврате «на исходную позицию» и вызывающая глубокое сожаление от выполненного действия!
Водители, лишенные профессиональной культуры, опираются на другое правило, которое удачно сформулировал один из сатириков: «Если очень хочется, но нельзя, то можно». Понятно, что применительно к деятельности водителя в этом правиле больше трагедии, чем юмора. Поскольку выполнение запрещенных действий на дороге -это в подавляющем большинстве случаев трагедия. Опираться на российское «авось» при вождении ТС недопустимо. Следует помнить, что ПДД - это свод законов безопасного вождения, которые написаны кровью многомиллионных жертв и в прямом и переносном смысле. Венки и кресты вдоль дорог - тому яркое доказательство.

И если кому-то удавалось один, десять или сто раз нарушать ПДД без последствий, то при очередном нарушении закон «сработает» против нерадивого водителя и наступит неизбежная расплата. К сожалению, многократные без последствий нарушения ПДД формируют у водителя не только иллюзию безнаказанности, но и, что самое главное, ложную уверенность в благополучном исходе. А это уже первый шаг к трагедии.

Воздержитесь, не делайте его. Ведь жизнь прекрасна!!!
Становится очевидным, что о повышении профессиональной культуры следует проявлять особую заботу. Вот несколько правил поведения (заимствованных из авиации) культурного водителя. Запомните их!

Шесть наиболее важных слов:
ПРИЗНАЮ, Я САМ ДОПУСТИЛ ЭТУ ОШИБКУ!
Пять наиболее важных слов:
У ВАС ЭТО ЗДОРОВО ПОЛУЧИЛОСЬ!
Четыре наиболее важных слова:
А КАК ВЫ ДУМАЕТЕ?
Три наиболее важных слова:
БУДЬТЕ ДОБРЫ, ПОЖАЛУЙСТА!
Два наиболее важных слова:
БЛАГОДАРЮ ВАС.
Самое вредное слово:
я



Конечно, водитель не сидит в одном ТС с другими водителями как члены экипажа воздушного судна, и тем не менее этими правилами целесообразно пользоваться, хотя бы мысленно, но лучше и во внешних действиях. Главное, они формируют культуру взаимодействия на дороге. Не пренебрегайте ими и вы незамедлительно увидите положительный результат. Кстати, разумно прибегать к использованию вышеперечисленных правил и в любой другой социальной среде (семье, учебном или трудовом коллективе и т.д.).
Высокая культура водителя проявляется в его благородных поступках. Поэтому следующее правило такое:

Благородство - основа безопасности на дорогах

Благородный поступок - это такие действия водителя, которые создают оптимальные условия для передвижения других участников дорожного движения и гарантируют им безопасность.

Стремитесь получать удовольствие от благородных поступков при вождении. Поверьте, что благородное поведение на дороге не менее важное слагаемое профессиональной подготовки и профессиональной надежности, чем умение управлять ТС. Без благородства как высшего проявления духовных качеств водителя безопасного вождения не обеспечить! Вы не раз за свою водительскую карьеру убедитесь (или уже убеждались), как, благодаря благородству одного из водителей, предотвращается (или предотвращалась) трагедия на дороге. Именно это качество водителей европейских государств, особенно скандинавских, позволяет, по-нашему глубокому убеждению, максимально сократить аварийность и смертность на дорогах своих стран. Как ни горько признавать, но благородства у западных водителей значительно больше, чем у нас с вами, мои дорогие соотечественники. И в этом легко убедиться - достаточно хоть раз побывать за границей. Устранить существующую «несправедливость» - наша общероссийская задача! И сделать это не сложно - всего лишь каждому из нас следует стать благородным. Начните с простого: посчитайте сколько раз в поездке на работу вы совершили благородных поступков в отношении других участников дорожного движения.

Благородство водителя - это, как отмечалось выше, проявление заботы о своих коллегах, пешеходах, создание им оптимальных и безопасных условий для движения. Благородство выражается в следующих действиях: уступить дорогу, своевременно подать сигнал о маневре, затормозить плавно, обогнать без «подреза», поставить ТС, не мешая другим; отъехать от дома ночью, не нарушая покоя жильцов; проехать вдоль тротуара в сильный дождь, не обрызгав пешеходов; не клеить на ТС рисунки и надписи, неприятные для других и т.п. Поэтому одна из характеристик благородного водителя отражена в следующем правиле:

Благородный водитель - это уступчивый и заботливый водитель

Водители, обладающие этими качествами, не только получают удовольствие от езды, ной не знают, что такое участвовать в ДТП. Верх благородства - на иномарке уступить дорогу старому «запорожцу», «копейке» и им подобным ТС. Отсюда рождается еще одно правило:

Уступить (пропустить) - основной принцип безопасного дорожного движения


Именно неуступчивость часто является непосредственной причиной ДТП. Но за ней всегда стоит низкая культура водителя. Важно подчеркнуть, что соблюдение этого важного правила может идти даже в разрез с ПДД, когда преимущество на вашей стороне. Но не забывайте, что главное предотвратить ДТП, а не доказать свое преимущество или свою правоту. Поэтому уместно здесь привести еще одно правило:

Правота действий на дороге определяется не наличием преимущества, а отсутствием ДТП

Задумайтесь, ведь, действительно, какая разница, имел водитель преимущество, данное ему ПДД или нет, если, рассчитывая на него, пренебрег изложенным правилом и пострадал или, что совсем трагично, лишился жизни. Поэтому знайте, что при управлении ТС есть действия правильные (соответствуют требованиям ПДД), а есть оптимальные (отвечают особенностям складывающейся дорожной обстановке). Пользуйтесь данным правилом постоянно, в том числе в ситуациях, когда имеете преимущество. Необходимо всегда учитывать, что тот, кто движется по второстепенной дороге, делает левый поворот и т.д. может не увидеть знаков, быть отвлеченным своими горестными мыслями или попросту оказаться человеком невежественным, проще говоря, водителем-хамом. Не забывайте, что ПДД определяют лишь порядок движения транспортных средств, но не обеспечивают безопасность! Последняя зависит только от действий участников дорожного движения и в первую очередь - от ваших лично.
Нельзя управлять ТС, думая только о «себе любимом» или о «себе любимой», и заботясь только о своем лидерстве. Водитель, постоянно стремящийся к превосходству над другими и не уступающий в сложных ситуациях, - потенциальный аварийщик. Вот как это зафиксировано в очередном правиле:

Стремление к превосходству - признак интелектуально слабого и духовно убогого водителя

Да, стремление к превосходству (не путать со стремлением к лидерству при освоении профессии и выполнении функциональных обязанностей) прежде всего характерно для водителя, не блещущего интеллектом, внутренний мир которого весьма беден. Обратите внимание на того, кто ведет себя непристойно на дороге, и вы не увидите на его лице даже следов интеллекта. Такой водитель, не понимая последствий своих действий в силу личностных недостатков, опасен для окружающих, и соперничать с ним даже в ситуации, где объективно ваше преимущество, не стоит. Например, вы для него помеха справа или он выезжает со второстепенной дороги - такой водитель не пропустит вас в обоих случаях, поэтому уступите ему дорогу. Апофеозом его антикультуры является психологическая установка: уступить - значит сдаться!
Кроме того, для данной категории водителей характерны постоянные гонки на дорогах. Такое поведение объясняется незнанием ими следующего правила:

Азарт гонок на дороге - признак непрофессионализма и низкого интеллекта

Действительно, трудно себе представить, чтобы водитель, умудренный богатым профессиональным опытом или отличающийся высокой культурой, интеллектом, участвовал в скоростном соперничестве. Но достаточно часто можно видеть, как молодые по возрасту водители в ТС, заполненных пассажирами, устраивают гонки. К глубокому сожалению, это не всегда заканчивается благополучно. Особенно, когда друзья спорят, чья машина «круче». Многочисленные венки вдоль загородных дорог, о которых говорилось выше, - горестное напоминание о последствиях таких автогонок. А ведь многим погибшим не было и 30 лет. Следует знать, что завершением гонки может стать не только победа в соперничестве, но и трагедия!!!


Управляя ТС, вы постоянно взаимодействуете с другими участниками дорожного движения, создавая им либо оптимальные условия для движения, либо помехи. Поэтому возьмите на заметку следующее правило:

Я отношусь ко всем так, так хочу, чтобы относились ко мне

Это золотое правило жизни в любом человеческом сообществе, будь то группа специалистов, семья или участники дорожного движения. Его применение большей частью водителей резко сокращает вероятность ДТП. Но верно и другое: если в одном месте сконцентрируются одновременно два и более водителей, пренебрегающих этим правилом, то, без сомнения, ДТП гарантировано. Достижение «критической массы» количества аварийщиков на ограниченном пространстве ведет к трагедии. Не окажитесь тем самым аварийщиком, с которым возникает эта самая «критическая масса».
Благородный водитель пользуется не только предыдущим, но и другим правилом в своей деятельности:

Будьте снисходительны - пропустите спешащего, нa его месте могли оказаться и вы!

Смысл этого правила состоит в том, что не следует думать, что вы водитель-ангел, а все другие - нарушители. Пройдет определенное время, и вы обязательно окажетесь на месте того, кто «влез» перед вами и кого вы вынуждены были, имея даже преимущество, пропустить впереди себя, не один раз отпустив в его адрес непарламентское выражение (про себя или вслух). Ведь вы не знаете, что заставило данного водителя спешить, не соблюдая ПДД. И не обязательно это водитель-хам. У человека просто могло произойти событие, которое отразилось на его поведении за рулем. Поэтому снисходительное , лояльное отношение к несправедливым (с вашей точки зрения) действиям коллег должно быть у вас развито. Поверьте, это не раз спасет вас от ДТП. Ведь спешка одного водителя и упрямство другого «в одном флаконе» есть гремучая смесь, приводящая к трагедии. Никогда не уподобляйтесь тем, кто живет по такому антисоциальному правилу: "Да, пошел ты...Г

Это гнусная психологическая установка морально-нравственного урода, т.е. человека низкой культуры, слабого интеллекта и духовно убогого или, проще говоря, водителя-хама. К счастью, их немного, но они встречаются. Водитель, у которого на все случаи жизни заготовлено только данное правило взаимодействия с окружающими, - чрезвычайно опасен. Его отличают постоянное агрессивное поведение и низкая надежность. Если есть такой водитель на предприятии, то от него лучше избавиться. Дремучесть его внутреннего мира такова, что ни его, ни вашей жизни не хватит на перевоспитание.

Водители, которые руководствуются этим правилом поведения, не менее опасны, чем предшествующая категория водителей. Для них характерна высокая требовательность ко всем, в первую очередь в том, чтобы им всегда уступали. Безусловно, говорить об интеллектуальном, культурном и профессиональном благополучии этих водителей не приходится. Тем более безрассудно ждать от них благородных поступков. Однако хочется надеяться, что представители этой когорты водителей задумаются хотя бы о сохранении собственных жизней, а поэтому станут вести себя на дороге благоразумнее. Встреча с водителем-хамом всегда создает внутренний дискомфорт, который при неправильной ответной реакции сохраняется длительное время. Но старайтесь не слишком возбуждаться. И здесь вам поможет следующее правило-

Встреча с хамом - это еще один случай, предоставленный Вам судьбой, что бы закалить Вашу нервную систему

Поблагодарите мысленно судьбу за это и никогда не отвечайте хамством на хамство, «не заводитесь». Это, как говорится, «себе дороже». Будьте выше и всегда стремитесь находиться над ситуацией, какой бы эмоциональной она не была. Помните: результатом психоэмоционального возбуждения, как правило, становится снижение надежности ваших дальнейших действий и безопасности вождения в целом, что в конечном счете может привести к ДТП. Дело в том, что при возникшем особом психическом состоянии - стрессе, обусловленном дорожным инцидентом, у вас ухудшается контроль за дорожной обстановкой, нарушается переключаемость внимания, медленнее принимаются решения, увеличивается время реакция на различные сигналы. Сознательно погасите у себя малейшее проявление агрессивности, озлобленности или мстительности. Поэтому будет разумно в этой ситуации вспомнить другое правило:

Агрессивность, озлобленность, мстительность - "джентельменский" набор водителя - "камикадзе"

Следует подчеркнуть, что водители с таким набором качеств не только долго не ездят, но и не живут. И объясняется это тем, что данные качества являются, с одной стороны, крайне опасными психическими регуляторами деятельности водителя, а с другой, - чрезвычайно активно подрывают здоровье человека, вызывая развитие тяжелых заболеваний.
Поэтому, если у вас неустойчивая психика, и вы обладаете подобными качествами, то задумайтесь прежде всего о самовоспитании и самокоррекции своей личности. Не хотите этим заниматься, поскольку не жалко других, то пожалейте хотя бы себя. Ведь жизнь дается один раз. И вернуть ее не возможно! На всякий случай запомните, что нередко хорошо помогает успокоиться после встречи с водителем-хамом такая фраза, произнесенная про себя: «Да я и сам не ангел!» Не помогло? Тогда остановитесь и успокойтесь, применив некоторые несложные приемы саморегуляции: дыхательные (с медленными выдохами), словесное внушение (произнесите: «Я абсолютно спокоен, меня ничто не беспокоит» и т.п.), мысленное представление ситуации, где вам было приятно и вы не были возбуждены. Никогда не продолжайте движение, если чувствуете, что негативные эмоции вас захлестнули. Такое состояние - первый шаг навстречу ДТП! Остановитесь!!!
Не послушались и авария все-таки произошла? Теперь вам будет вдвойне обидно, что тот, кто довел вас до состояния стресса спокойно уехал, а вы в силу неправильного поведения не только пережили это состояние, но и стали «виновником» ДТП со всеми вытекающими негативными последствиями. Учитесь на ошибках других и избегайте собственных! Ради этого и написана настоящая брошюра.

Воспитывайте в себе снисходительное (лояльное) отношение к ошибкам других участников дорожного движения, руководствуясь следующим правилом:

Терпимое отношение к ошибкам других - это благородная защита от ДТП

Используя данное правило, вы, образно говоря, убиваете несколько зайцев. Во-первых, у вас не развивается стресс как спутник негативного реагирования на ошибку или агрессивное поведение другого человека. Во-вторых, вы застрахованы от собственных ошибок с самыми непредсказуемыми последствиями, которые являются «потомками» стресса. В-третьих, у вас формируется оптимальный стиль поведения в нестандартных ситуациях, обеспечивающий правильное отношение к ошибкам других в повседневной жизни. И не забывайте, что вы тоже допускали и еще ни раз допустите ошибки при вождении.
В случае, когда Вы сами опрометчиво совершили неблагородный поступок (в жизни бывает всякое и от этого никто не застрахован), воспользуйтесь таким правилом:

Совершили неблагородный поступок - найдите мужество извиниться

Это можно сделать соответствующим жестом руки или послав добрую улыбку. Не стесняйтесь так поступать. Благородное действие не только успокоит другого водителя, но и улучшит ваше настроение. Поверьте, принесенное извинение другому водителю - эффективнейшее средство профилактики ДТП. Помните об этом и, когда надо, пользуйтесь.
Узнали об опасности оповестите о ней других
И еще об одном следует сказать. Важным проявлением благородства является предупреждение других водителей об обнаруженной вами опасности на дороге. И хотя эта форма проявления благородства в водительской среде давно укоренилась в виде информирования друг друга о контроле движения на определенном участке дороги сотрудниками ГИБДД, тем не менее руководствуйтесь правилом:


УЗНАЛИ ОБ ОПАСНОСТИ - ОПОВЕСТИТЕ О НЕЙ ДРУГИХ

Речь, конечно же, идет не только и не столько об информировании о дорожном контроле, сколько о своевременном сообщении о наличии на дороге небезопасного препятствия. Например, известны случаи, когда водитель впереди движущегося ТС обнаруживает на пути стоящее транспортное средство (или открытый канализационный люк и др.) и вместо того, чтобы затормозить, тем самым оповещая едущих за ним водителей об опасности, подъезжает почти вплотную к нему и резко отворачивает. Судьба следующего (а иногда и следующих) за ним водителей, как правило, предопределена: они сталкивается с препятствием (или наезжают на люк). Поэтому информирование других водителей об опасности относится к проявлению благородства и является важнейшим элементом водительского братства. Постоянно заботьтесь о его укреплении. Водительское братство еще ни раз сослужит вам добрую службу, когда вы окажитесь в непростой ситуации на дороге.




Помощь, оказанная другому водителю на дороге, - высшая степень благородства.
Помогите, если можете

Ведь на дороге все может случиться и часто взаимопонимание и взаимопомощь позволяют пострадавшему или испытывающему затруднение водителю решить свои проблемы. Нет водителя, который бы хоть раз не нуждался в помощи на дороге. Поэтому придерживайтесь правила:
Реализация этого правила - проявление глубочайшей профессиональной культуры. Оно формирует водительское братство, без которого ни о какой безопасности на дороге не может быть и речи. Отдельно остановимся на проявлении водительской культуры в отношении пешеходов. Нельзя забывать, что много трагедий на дорогах связано именно с ними. Поэтому первое правило из данной категории звучит так:
Уважение к пешеходам -это страховка от ДТП
Придерживаясь данного правила, вы не только обеспечиваете собственное внутреннее спокойствие и благополучие, но и сохраняете жизнь другим людям, не калечите свою и их судьбу, не обременяете себя огромными разовыми и многолетними финансовыми потерями. Указанное правило опирается на один из самых гуманных инстинктов человека: не обижать слабого. Ведь среди двух людей - водителя и пешехода - слабым является второй. Вы же находитесь в «железном коне» и причинить вам вреда пешеход (если он не хулиган) не может. А вы, как отмечалось выше, способны его покалечить и даже лишить жизни.
При вождении ТС проявление культуры по отношению к пешеходам начинается с их своевременного обнаружения при самом внезапном появлении. Поэтому следующее правило такое:


Если плохо видно или сложная ситуация на дороге, ждите внезапного появления пешехода

К сожалению, так часто и бывает: пешеход там, где испытываешь трудности с обзором или возникла сложная дорожная ситуация. Соблюдая это правило, вы избежите многих неприятностей на дороге. Будьте особенно внимательны на переходах, неосвещенных улицах, в дождь, туман и снегопад. Помните, что пешеход всегда уверен в одном: вы его хорошо видите и примите меры безопасности! И он не должен быть обманут в своих надеждах.
Особую бдительность проявляйте на таких участках вашего маршрута, как двор и остановка общественного транспорта (автобуса, троллейбуса). Не забывайте, что двор - это то место, где вас не ждут и о вас не думают. Любой человек, и особенно ребенок, уверен, что во дворе он находится в безопасности, поэтому может неожиданно выскочить из подъезда, из-за какого-нибудь строения, припаркованного автомобиля и т.п. Не менее опасно для водителя и внезапное появление пешехода из-за стоящего на остановке общественного транспорта. Поэтому необходимо быть предельно осторожным при движении во дворе и проезде остановки. Помните, что при проезде остановки всегда следует посмотреть на переднее левое колесо стоящего впереди автобуса или троллейбуса, где могут появиться ноги пешехода. Если вы увидели пешехода, небезопасно выходящего на дорогу и даже смотрящего в вашу сторону, то руководствуйтесь следующим правилом:


Смотреть - не значит видеть, иметь слух - не значит слышать



Это очень важное правило для организации оптимального взаимодействия с пешеходами. В соответствии с данным правилом создание безопасных условий на дороге полностью возьмите на себя Ни в коем случае не делегируйте это право пешеходу в надежде, что он вас видит (поскольку лицо его повернуто в вашу сторону) и предпримет правильные действия. Он, еще раз подчеркнем, может вас не видеть, не слышать или действовать, усугубляя ситуацию. Люди по-разному реагируют на опасную ситуацию. Это зависит от многих факторов: возраста, пола, физического и психического состояния, количества пешеходов в группе и т. д. И пытаться спрогнозировать поведение пешехода (или пешеходов) в опасной ситуации - дело неблагодарное и безнадежное. Поэтому предпримите максимальные усилия, чтобы обезопасить пешехода и себя. И здесь вам поможет следующее правило:

Внезапно увидели пешехода - затормозите, в противном случае он "сделает все возможное", что бы оказаться под колесами вашего автомобиля.

К сожалению, мысль, заложенная в данном правиле, - не черный юмор, а реальная жизнь. Попытка объехать пешехода на большой скорости всегда чревата опасностью наехать на него. От испуга действия пешехода не прогнозируемы и зачастую не адекватны ситуации. А если вы еще начнете думать за него (как учат в автошколе!), то трагедии не избежать.

Теперь о самом негативном, что может сделать водитель, лишенный транспортной культуры - о вождении в нетрезвом состоянии. Образно говоря, в подобных ситуациях из водителя рождается вредитель. Конечно, говорить о таком антисоциальном явлении, как употребление алкоголя перед поездкой, не хотелось бы, но статистика ДТП того требует. Трагедия всегда близка, если в рядом движущемся ТС за рулем находится пьяный водитель. Вот одно из правил, которое, мы надеемся, заставит некоторых водителей еще раз задуматься, прежде чем принять стопку:

Нетрезвый водитель укорачивает дорогу на кладбище и ускоряет движение по ней


Безусловно, нетрезвым за руль садиться нельзя. Принцип <пья-ному - море по колено» работает и на суше. И трагедия, связанная с нетрезвым водителем за рулем, многократно усиливается, когда гибнут люди, случайно оказавшиеся на пути алкоголика. Ужесточение санкций к пьяным водителям - справедливо!
Бытует мнение, что алкоголь в малых дозах не оказывает влияния на качество вождения. Нередко это исключительно опасное заблуждение подкрепляется примерами из чьей-то жизни, кто будучи нетрезвым безаварийно управлял (подчеркнем: именно управлял, а не вел) ТС. Эти всезнайки даже не подозревают о главном, что нетрезвый водитель с хорошо сформированными навыками может с минимальной безопасностью управлять ТС только в неосложненных условиях и по хорошо изученному маршруту, т.е., когда деятельности по ведению осмотрительности и ориентировке на местности практически свернуты. Стоит же только произойти незначительному усложнению ситуации, как надежность этого «профи», образно говоря, опускается до нуля и ниже, и он своими «нетрезвыми» действиями порождает аварию. И объясняется это тем, что при употреблении алкоголя страдает прежде всего ведение осмотрительности и мыслительная деятельность (снижается скорость и объем воспринимаемой и перерабатываемой информации, нарушается работа глазомера, принимаются неадекватные решения, неправильно прогнозируется ситуация на дороге и т.д.). Навыки же управления ТС, регулируемые на уровне спинного мозга, разрушаются под воздействием алкоголя медленнее. Это создает иллюзию сохранения способности к вождению после употребления спиртных напитков. У начинающего водителя наблюдается более опасная картина: все навыки, в т.ч. по управлению ТС, расстраиваются сразу.

Характер - это судьба. Характер, провоцирующий опасность на дороге, -это трагедия

Завершая изложение данной группы правил, необходимо сказать еще об одном опасном факторе, существенно снижающем профессиональную надежность водителя, который отражен в следующем заключительном правиле:
Разберитесь в себе, своем характере. Скорректируйте сознанием некоторые его особенности и не забывайте о них. Если чувствуете, что характер ваш становится опасным фактором при вождении ТС, то лучше не садитесь за руль. Это спасет жизнь вам, вашим родным и чужим, ни в чем не повинным людям.
Таким образом, мы рассмотрели основные психологические правила безопасного вождения автомобиля, формирующие и отражающие общую культуру водителя. Теперь остановимся на правилах, формирующих и отражающих культуру мыслительных процессов водителя.



Глава 2.

 

Как правильно думать при вождении

 

(психологические правила, формирующие и отражающие культуру мыслительных процессов водителя)




Эта группа правил непосредственно связана с функционированием психических механизмов регуляции деятельности, и любое их нарушение сопровождается ДТП. Каждый раз, отправляясь в поездку, вы должны помнить, что она может иметь три варианта своего завершения: благополучно-результативный, травматическо-гибельный, милицейско-судебный. Понятны и последствия этих вариантов: первый - продолжение нормальной жизни; второй - длительное лечение с немалыми материальными потерями, в т.ч. из-за повреждения ТС, а то и смерть; третий - отбывание по решению суда наказания. Безусловно, нормальный человек всегда выбирает первый вариант, Но, чтобы он был реализован на практике, помните такое правило:




нии ня Г, А°ЛЖеН I™ П0СТ0ЯНН° мотивирован в своем мышле-
ки Гпп. 6 беЗОПасности в°*Аения. Причем категоричес-
ки запрещается думать, что главное- аккуратное собственное вождение, а безопасность придет сама собой. Такое случается исклю-ительно редко, т. к. безопасность на дороге зависит не только от вас но и многих других факторов. Поэтому руководствуйтесь правилом-
S Никогда не рассчитывайте ^на случайную безопасность, лучше думайте об опасности
V
n сделайте все, чтобы ее избежать
Неожиданность на дороге -это закономерность, ожидаемое событие - * случайность
Водители, которые не всегда владеют ситуацией на дороге и рассчитывают на то, что безопасность для них обеспечат коллеги (т.е. они ее прогнозируют), опасны не только для окружающих, но прежде всего для себя. Лишь активные действия с этой целью всех участников дорожного движения, и прежде всего по повышению их осмотрительности, могут обеспечить безопасность. Данное правило особенно актуально в ситуациях, где не все до конца ясно: плохая видимость, ограничен обзор, неадекватное поведение другого ТС и т.д. Будьте предельно внимательными и осторожными в подобных ситуациях. Никогда не принимайте решения на дальнейшее движение или маневр, если ситуация до конца не ясна, т. е. вы не владеете ею! Малейшая ваша оплошность чревата очень серьезными последствиями. Может быть полезным в подобных ситуациях и такое правило:
I

Никогда в своем мышлении не опирайтесь на представление о том, что вы надежно прогнозируете развитие событий на дороге и "все будет хорошо". Такая бесшабашность может дорого стоить. Ведь прогноз - дело неблагодарное и опасное (подробнее чуть ниже). Усложнение обстановки, как правило, происходит неожиданно и это необходимо учитывать. Поэтому действуйте в соответствии с изложенным правилом, что позволит вам разумно оценить ситуацию на дороге, и ваше подсознание всегда будет начеку. Даже когда сознание отвлечено, подсознание выполнит роль, образно выражаясь, сторожевого пса, который при возникновении опасности подаст сигнал сознанию, и вы примите правильное (уже осознанное) решение.
Любая деятельность, в т.ч. и водителя, опирается, как уже говорилось выше, на прогноз. В основе его лежит свойство головного мозга, названное "опережающим отражением". Чтобы человек ни делал, его мозг, образно говоря, всегда находится "впереди" рук, ног. Но прогнозировать можно по-разному: на короткий отрезок времени и продолжительный, прогнозировать хорошее и плохое, прогнозировать по только что воспринятой информации и информации предыдущих поездок и т.п. Поэтому для водителя важно такое правило:
Прогнозируете благополучие -получите ДТП
Откуда такой пессимизм? Дело в том, что прогноз строится на текущей (или, что опаснее, прошлой) информации, а "заглядывает", т.е. формирует действие - на будущее. Поэтому, если будущая ситуация оказывается негативной, а ваши действия построены на положительной информации с прогнозом дальнейшего благополучия в развитии дорожной обстановки, то ДТП гарантировано. Вот наиболее характерные примеры.
Вы тронулись за впереди стоящим автомобилем на включенную левую "стрелку" светофора с незначительным ускорением, прогнозируя, что и он повернет налево. Но вдруг впереди движущегося ав-

томобиля неожиданно появился пешеход, (которого вы не увидели), и водитель впереди движущегося ТС мгновенно затормозил. Ваш прогноз не сбылся, а у вас уже не было той безопасной дистанции, что позволила бы вам затормозить и не столкнуться. Результат - ДТП.
Или другой пример. Сдвоенные перекрестки (т.е. когда два перекрестка находятся на незначительном расстоянии и имеют светофорное регулирование). Вы движетесь по шоссе, увидели мигающий зеленый свет, но, увеличив усилие на педаль "газа", вместе с впереди находящимся ТС успели проскочить перекресток в надежде продолжить на той же скорости движение и через второй перекресток. Но вдруг впереди движущееся ТС начало резко тормозить, т.к. его водитель заметил желтый сигнал на следующем светофоре. Если вы его не увидели, но продолжаете движение, опираясь на старую информацию, то результат может быть только один - ДТП. И еще один пример. Водитель много раз выезжал из деревни на проселочную дорогу, и у него сложилось четкое впечатление, что ТС на ней встречаются чрезвычайно редко. В очередной раз рано утром, когда еще вся деревня спала, он попытался выехать на эту дорогу, руководствуясь прошлым опытом (где, как отмечалось выше, даже днем ТС почти не встречаются), но, увы, в этот раз по проселочной дороге ехало ТС. Результат - ДТП.
Вообще-то значительно безопаснее и эффективнее, как отмечалось выше, строить свою деятельность не на прогнозировании, а на предвидении. Это значит, что водитель заранее должен знать, какие опасности ожидают его на том или ином участке дороги или в определенной ситуации, и упреждающе предпринимать действия, чтобы их избежать. Такой стиль вождения называется предусмотрительным и широко пропагандируется в развитых странах. При организации взаимодействия на дороге важно создать, как отмечалось выше, оптимальные условия для движения других его участников. И здесь поможет следующее правило:


К сожалению, в автошколах и некоторых книгах учат думать именно за других водителей, поэтому кому-то может показаться, что в данном правиле идет лишь игра предлогами "о" и "за". Нет, это не так. Пытаться думать за другого человека, а тем более за нескольких - бесперспективно, если не сказать неразумно. Такое мышление зачастую становится причиной ДТП, т. к. вероятность точного прогноза действий другого водителя крайне низка. Нельзя думать за другого и на этом ложном представлении строить программу своих действий по вождению! Узнать, что у человека в голове, даже когда загорается один из сигналов светофора, невозможно. Вот характерный пример. Вы движетесь на большой скорости. Впереди замигал зеленый сигнал светофора. Вы думаете, что водитель впереди движущегося ТС постарается, как и вы, успеть проехать перекресток. А он, в отличие от вас, не спешит и начинает тормозить. Вы же при мигающем зеленом сигнале светофора нажали на педаль "газа", тем самым быстро сократили дистанцию между ТС. Результат понятен - ДТП. В подобных ситуациях разумно думать о том, что другой водитель в отличие от вас может себя вести иначе.
Принимая решение
(особенно в сложных ситуациях),
лучше всех считать слепыми,
глухими и тупыми, чем зрячими,
слышащими п умными
Кстати, в какой бы ситуации вам не приходилось принимать решение, связанное с предотвращением столкновения или наезда на пешехода и т. п., всегда придерживайтесь следующего правила, которое сформулировано несколько грубовато, зато легко для запоминания:
Это правило помогает водителю исключить в своих мыслях необоснованную надежду на адекватность поведения другого участника движения (водителя, пешехода) или попытку думать за него. Придерживайтесь данного правила и вы не попадете в ДТП, после которого произнесете одну из сакраментальных фраз: "А я думал, что Вы меня видели (слышали)" или "А я думал, что вы поступи-

/

те так-то...". Поэтому действуйте в соответствии с обстановкой, но самостоятельно, страхуясь от возможных ошибок другого водите-ля или пешехода.
Находясь за рулем ТС, водитель крайне редко бывает свободен от проблем и мыслей, связанных с решением житейских вопросов Иногда от этих мыслей сравнительно легко избавиться: сел в ТС - и они пропали. Но бывают проблемы, которые не отпускают вас и во время поездки. Они все время будоражат мозг, отвлекая от вождения. Отсюда и такое правило:
I
I
| Чем больше житейских проблем и чем они сложнее, тем выше активность созна-
^^ нпя п нпже скорость
Tj движения
Почему рекомендуется иметь более высокую активность сознания при наличии сложных житейских проблем? Потому, что вождение ТС осуществляется с опорой на сформированные навыки, т.е. действия, выполняемые при минимальном контроле сознания. Но это только в тех случаях, когда в сознании доминирует деятельность по вождению ТС. Но в этом случае сознание находится в состоянии, готовым мгновенно подключиться в любой момент на помощь подсознанию, если того требует обстановка. Если же превалируют житейские проблемы, то контроль со стороны сознания ослабевает, а восприятие важной для вождения ТС информации, особенно при сложных дорожных условиях на дороге, тормозится. Результат развития такой ситуации один - ДТП. Не позволяйте житейским проблемам во время движения хозяйничать в вашем сознании, мыслительных процессах! Особую опасность это представляет для неопытных водителей, у которых еще слабо сформированы умения и навыки вождения и сознание играет большую роль в обеспечении

безопасности на дороге. В соответствии с изложенным должна быть и меньше скорость вождения, поскольку надежность водителя, переживающего житейские проблемы, снижена.
Нередко водитель, находясь за рулем, ощущает не груз житейских проблем, а неуверенность в профессиональной (водительской) подготовке, личное неблагополучие, в т.ч. связанное со здоровьем. Отсюда вытекает важное следующее правило:

Конечно, "ползите" понимается условно, как снижение обычной скорости движения, а при необходимости, - и занятие крайнего правого ряда. Ведь водитель, неуверенный в себе, испытывающий внутренний дискомфорт или недомогание, отличается меньшей надежностью (у водителя снижается чувствительность к поступающим сигналам, увеличивается время реакции, ухудшается работа механизмов памяти, падает скорость мыслительных процессов и т.д.). Следовательно, скоростной режим должен соответствовать состоянию водителя. Понятно, что нестись со скоростью потока в измененном состоянии - безумство. Формула, прививаемая в автошколе, что в потоке следует ехать со скоростью потока, в корне не верна.
Иногда водитель оказывается под прессингом текущих дел, вызывающих неблагоприятный психо-эмоциональный фон, который способен негативно отразиться на качестве вождения ТС. Отсюда следует очередное правило:

к






имение управлять собой, своими
эмоциями - залог безопасного
вождения ,


Это, по-нашему мнению, золотое правило практически на все случаи жизни водителя. Оно было отражено на огромных щитах в одной
Нельзя забывать, что внутреннее состояние человека - это мощный фактор, определяющий его надежность. Учитывая, что мы живем в условиях высокой вероятности стрессовых воздействий (на работе, в семье, на улице и т.д.), то овладение методиками саморегуляции своего состояния имеет исключительно важное значение для обеспечения безопасности дорожного движения, да и сохранения собственного здоровья. Научно-популярной литературы по этому направлению в книжных магазинах достаточно. Почитайте ее. Это поможет вам быстро восстанавливать свое психическое состояние после встречи с водителем-хамом (о чем говорилось ранее) и при наличии сложных нерешенных проблем, а также подавить азарт гонки на дороге, когда вас провоцируют и т. д. Отдельно следует сказать об управлении бессознательной сферой, активно участвующей в регуляции ваших действий и формировании эмоционального состояния человека. Чтобы было понятно, о чем идет речь, приведем пример. При вождении ТС вам неоднократно приходилось убеждаться, что вы двигаетесь слишком быстро и сознательно уменьшаете скорость, но как только ослабляете за ней сознательный контроль, так она сразу увеличивается. Это и есть проявление бессознательного. Скорость увеличивается не от случайного дополнительного нажатия на педаль "газа". Происходящее не есть проявление только непроизвольного движения ногой, здесь "работает" бессознательная сфера, где скрывается подспудное желание двигаться с большой скоростью. Скажите себе сознательно: "Что я делаю, зачем я так "лечу"? Ведь это чревато трагедией! Поеду медленнее". И, поверьте, ваша скорость уменьшится. Очень помогает формировать правильное дорожное мышление правило, которое излагается всего в двух словах, но оно исключительно ценное:

из далеких стран следующим образом: рисунок с изображением пересечения со второстепенной дорогой, на которой стоит ТС, а мозг водителя, движущегося по главной дороге, излучает всего два слова:
"What if ?" (Что, если ?). Давайте посчитаем, сколько действий
предполагает выполнение этого правила.
Во-первых, оно заставляет задуматься об обеспечении безопасности дорожного движения при проезде пересечения с второстепенной дорогой.
Во-вторых, оно заставляет сконцентрировать внимание на том ТС, которое стоит на пересечении с второстепенной дорогой.
В-третьих, оно заставляет вас подготовиться к любым неожиданностям, которые могут быть связаны с неадекватными действиями того водителя. И совсем не обязательно, что он может быть пьян, болен и т.п. Он просто может не заметить знака "Уступи дорогу" или
не увидеть вас и т.д.
В-четвертых, оно заставляет быть готовым отказаться от определяемого ПДД вашего преимущества по отношению к стоящему на второстепенной дороге ТС.
Почему вышеуказанное правило названо нами золотым? Потому, что оно применимо к любым ситуациям. Во всех разобранных выше примерах, если бы водители им руководствовались, то ДТП не произошли бы. Может быть кому-то выражение: "Что если...?" не очень по душе, тогда пользуйтесь другим, более близким российскому менталитету:
Л вдруг...,
Уместно здесь воспроизвести еще одно правило, которое работает в ситуациях, возникающих при пересечении главной и второстепенной дорог:
1
0ВИ-
L
ЁЗ Мысиь: "Я - на главной, он - на
И второстепенной/'- может завер
шиться так: "он - в кювете, 0
а вы - на том свете" ?3

I
/
Страшно, но понятно и запоминающе. Ведь сколько трагедий происходит из-за прямолинейного понимания водителями "главной" и "второстепенной" дорог. Если водитель, двигаясь по главной, воспринимает это как гарантию от ДТП, то ДТП гарантировано (скорбный получился каламбур). И не потому, что на второстепенной дороге оказался аварийщик, а потому, что этот водитель был уставшим или не заметил знака, или не увидел его в листве деревьев и т.п. Поэтому, двигаясь по главной дороге, не забывайте изложенное правило. Несколько психологических правил для начинающих водителей. Для них характерно не только то, что присуще опытным и изложено в вышеописанных правилах, но и некоторые свои особенности. Прежде всего, начинающий водитель осваивает или оттачивает свое водительское мастерство. Конечно, ему хочется это сделать быстрее, и конечно же, он желает водить так лихо, как некоторые встречающиеся на дорогах водители-"асы". Поэтому первое правило для начинающих такое:

/О/ УЧИТЬСЯ ВОДИТЬ-
Яо не значит быть попугаем

Это следует запомнить хорошо. Дело в том, что лихачество свойственно не только молодым по возрасту, но и недостаточно опытным водителям. Подвигает на лихачество прежде всего собственный характер, а также восхищение действиями отдельных водителей. Последнее вызывает желание продемонстрировать такое же мастерство при вождении ТС. Но не следует забывать, что тот води-тель-"ас", которого вы наблюдали, мог действительно быть профессионалом высокого уровня, проведя за рулем десятки лет и наездив сотни тысяч километров. Его навыки доведены до высшей степени автоматизма и при вождении ТС им владеет не дорожная обстановка, а он дорожной обстановкой в полном объеме. Вы же еще постоянно находитесь под давлением возникающей на дороге ситуации, поэтому подражать водителю-"асу" есть самоубийство. Образно говоря, вы превращаетесь в водителя-"камикадзе".
Начинающего водителя